Современный велокомпьютер представляет собой достаточно сложный прибор, который выполняет широкий круг информационных функций.
Основные функции, встречающиеся в велокомпьютерах:
- Определение текущей скорости велосипеда
- Общий пробег велосипеда
- Текущий пробег велосипеда
- Часы
- Время поездки
- Средняя скорость велосипеда
- Автоматический старт/стоп при вычислении времени поездки, средней скорости велосипеда и т.п.
- Максимальная скорость велосипеда
- Отклонение от средней скорости поездки
- Частота педалирования (каденс)
- Программируемый дисплей
- Энергосберегающий режим работы
- Возможность установки на двух разных велосипедах (с разными колесами)
- Частота пульса велосипедиста
- Температура воздуха
- Высота над уровнем моря (альтиметр)
- Номер включенной передачи
В качестве установок обычно используются размер колеса велосипеда (в
см или мм), км/ч или мили/ч, 24-х или 12-тичасовая шкала времени,
установка режима вычисления средней скорости.
Требования, предъявляемые к велокомпьютерам, можно коротко описать
следующими словами: велокомпьютер должен быть устойчив к таким
природным явлениям, как дождь, прямые солнечные лучи, высокие и низкие
температуры. Тоже можно сказать и о проводах, соединяющих компьютер с
датчикам расположенными на велосипеде. То, что электроника должна
спокойно выдерживать вибрации и удары подразумевается само собой.
Современные велокомпьютеры обычно полностью удовлетворяют этим
требованиям, за исключением, может быть, полноценной работы в условиях
низких температур, хотя, как показывает практика, качественные
велокомпьютеры отлично работают при отрицательных температурах. Но
жидкокристаллический дисплей может замерзать и медленно переключаться
между показаниями. При этом сам велокомпьютер продолжает нормально
обрабатывать данные. После прогрева работоспособность ЖК дисплея
восстанавливается.
Велокомпьютеры могут быть выполнены в двух различных вариантах корпусов:
- в обычном корпусе с креплением на руль
- в виде браслета.
Более распространенным является вариант с креплением на руль, второй тип обычно применяется в велокомпьютерах-пульсометрах.
Первый тип велокомпьютеров - съемный, когда вы уходите, то снимаете
компьютер с велосипеда и на велосипеде остаются лишь датчики -
маленький магнитик на колесе, геркон на вилке и платформа на руле,
соединенная с ними проводами. Любителям отрывать чужие велокомпьютеры
поживиться практически нечем. Возможен и вариант с беспроводной
системой датчик-платформа. В этом случае, датчик на вилке представляет
собой миниатюрный передатчик с собственной батарейкой. Платформа
является приемником, тоже с батарейкой. Преимущества такой системы в
том, что вы не порвете провод, пробираясь по густому лесу, кустарникам
и прочим прелестям такого рода, его попросту нет. Недостатки - три
батарейки в системе вместо одной, высокая цена - беспроводная система
стоит столько же, сколько средний велокомпьютер, и низкая
помехоустойчивость: на многие такие системы очень плохо действуют
высоковольтные линии электропередач и сотовые телефоны - мощным
электромагнитным излучением они мешают четкой передаче данных, в
результате показания могут быть абсолютно произвольными.
Второй тип велокомпьютеров представляет собой браслет на руке и,
соответственно, всегда является беспроводным. Такое расположение
компьютера является очень неудобным - придется отрывать руку от руля,
подносить компьютер ближе к глазам или отдергивать рукав, чтобы
посмотреть показания, а как переключать режимы работы на ходу вообще
непонятно, потому стандартным является режим с последовательной сменой
показаний.
В традиционных велокомпьютерах вычисление скорости движения и других
параметров ведется по частоте импульсов от датчика на колесе с учетом
длины окружности колеса. Для вычисления скорости вращения педалей
используется дополнительный датчик, магнит которого закрепляется на
шатуне велосипеда.
|